Подпишитесь, пожалуйста, на наш телеграмм-канал ПЕРВОПРОХОДЦЫ ВРЕМЕНИ и будьте всегда подготовлены к будущему.
Экзамен по этому предмету в 11 классе остается одним из самых востребованных. В 2019 году он был на 3-м месте по количеству сдающих его выпускников (160 тысяч учащихся). Медицинское образование становится все более популярным, поэтому страсти вокруг ЕГЭ по биологии 2020 года кипят нешуточные. И выпускники, и родители, и учителя, и репетиторы с волнением ожидают изменений и возможности прорешать демоверсию. Узнаем, что ждет этот экзамен.
Содержание:
Будут ли изменения в ЕГЭ по биологии
Основные изменения в КИМах ЕГЭ Рособрнадзор провел в 2018 году и апробировал в предыдущем 2019 году. К счастью, теперь 11-классникам и учителям остается только привыкать к тем небольшим изменениям, которые коснулись экзамена по биологии.
Итак, результатом “косметического ремонта” государственной итоговой аттестации по биологии стали следующие новшества:
- Изменена модель задания 2. Теперь оно “стоит” меньше, всего 1 балл вместо 2, т.к. в нём нужно не выбрать два правильных ответа из пяти предложенных, а поработать с 3 таблицами. Это легче, поэтому и оценивается соответственно.
- В задание 6 добавлен тип новый задач по генетике на определение родословной.
- Теперь бланк ответов №2 строго односторонний, на пустую сторону нельзя ничего писать. Для продолжения нужно попросить еще один дополнительный бланк №2 и назвать номер задания, на которое выпускник собирается отвечать.
- Из-за изменения оценки задания 2 снизили максимальный балл за все задания с 59 на 58 баллов.
Эти изменения нельзя назвать ошеломляющими или влияющими на ход подготовки к экзамену. Конечно, от нашего Министерства Просвещения можно ожидать чего угодно, но скорее всего биологию трогать не будут. Есть непонятная ситуация с обязательной сдачей истории и иностранного языка. А с биологией все относительно достойно и с процентом несдавших (в районе 17%) и со средним баллом по стране (около 52 баллов).
Подготовка к экзамену в 11 классе в школе и тренировочные варианты
Сама структура работы осталась без изменений. Она по-прежнему представляет собой 28 заданий с разным уровнем сложности:
- 12 — базовый;
- 9 — повышенный;
- 7 — высокий.
Экзаменационное время для выполнения заданий ЕГЭ по биологии в 2020 году составит 210 минут или 3,5 часа.
Таблица заданий ЕГЭ по биологии:
Задание | Уровень сложности | Проверяемый навык | max балл |
Задание 1. Биологические термины и понятия. | базовый | Дополнение схемы. | 1 |
Задание 2. Биология как наука. Методы научного познания. Уровни организации живого. | базовый | Работа с таблицей. | 1 |
Задание 3. Генетическая информация в клетке. Хромосомный набор, соматические и половые клетки. | базовый | Решение биологической задачи. | 1 |
Задание 4. Клетка как биологическая система. Жизненный цикл клетки. | базовый | Множественный выбор (с рис. и без рис.). | 2 |
Задание 5. Клетка как биологическая система. Строение клетки, метаболизм. Жизненный цикл клетки. | повышенный | Установление соответствия (с рис. и без рис.). | 2 |
Задание 6. Моно- и дигибридное, анализирующее скрещивание. | базовый | Решение биологической задачи. | 1 |
Задание 7. Организм как биологическая система. Селекция. Биотехнология. | базовый | Множественный выбор (без рис. и с рис.). | 2 |
Задание 8. Организм как биологическая система. Селекция. Биотехнология. | повышенный | Установление соответствия (с рис. и без рис.). | 2 |
Задание 9. Многообразие организмов. Бактерии, Грибы, Растения, Животные, Вирусы. | базовый | Множественный выбор (с рис. и без рис.). | 2 |
Задание 10. Многообразие организмов. Бактерии, Грибы, Растения, Животные, Вирусы. | повышенный | Установление соответствия (с рис. и без рис.). | 2 |
Задание 11. Многообразие организмов. Основные систематические категории, их соподчиненность. | базовый | Установление последовательности. | 2 |
Задание 12. Организм человека. Гигиена человека. | базовый | Множественный выбор (с рис. и без рис.). | 2 |
Задание 13. Организм человека. | повышенный | Установление соответствия (с рис. и без рис.). | 2 |
Задание 14. Организм человека. | повышенный | Установление последовательности. | 2 |
Задание 15. Эволюция живой природы. | базовый | Множественный выбор (работа с текстом). | 2 |
Задание 16. Эволюция живой природы. Происхождение человека. | повышенный | Установление соответствия (без рис.). | 2 |
Задание 17. Экосистемы и присущие им закономерности. Биосфера. | базовый | Множественный выбор (без рис.). | 2 |
Задание 18. Экосистемы и присущие им закономерности. Биосфера. | повышенный | Установление соответствия (без рис.). | 2 |
Задание 19. Общебиологические закономерности. | повышенный | Установление последовательности. | 2 |
Задание 20. Общебиологические закономерности. Человек и его здоровье. | повышенный | Работа с таблицей (с рис. и без рис.). | 2 |
Задание 21. Биологические системы и их закономерности. | базовый | Анализ данных, в табличной или графической форме. | 2 |
Задание 22 (С1). Применение биологических знаний в практических ситуациях (практико-ориентированное задание). | высокий | Применение знаний. | 2 |
Задание 23 (С2). Задание с изображением биологического объекта. | высокий | Работа с информацией. | 3 |
Задание 24 (С3). Задание на анализ биологической информации. | высокий | Работа с информацией. | 3 |
Задание 25 (С4). Обобщение и применение знаний о человеке и многообразии организмов. | высокий | Применение знаний. | 3 |
Задание 26 (С5). Обобщение и применение знаний в новой ситуации об эволюции органического мира и экологических закономерностях в новой ситуации. | высокий | Применение знаний. | 3 |
Задание 27 (С6). Решение задач по цитологии на применение знаний в новой ситуации. | высокий | Решение биологической задачи. | 3 |
Задание 28 (С7). Решение задач по генетике на применение знаний в новой ситуации. | высокий | Решение биологической задачи. | 3 |
В каждой школе, как правило, выделяются часы на электив по биологии, и проводятся факультативные занятия силами учителей. На этапе школьной подготовки разбираются тренировочные варианты из открытого банка заданий ФИПИ и сборников, прорешиваются демоверсии и доступные задания предыдущих лет.
Особое внимание идет на сложные разделы: “Ботаника и зоология”, “Организм человека и здоровье”, “Клетка” и т.д. Идет отработка навыка решения биологических задач, особенно из раздела “Генетика”.
Учителя помогают вспомнить и структурировать все понятия и определения. Для работы над заданиями высокого уровня тренируется навык логично и четко объяснять механизм работы того или иного явления и т.п., учат внимательно вчитываться в формулировку заданий.
Сайт ФИПИ с заданиями и вариантами в помощь выпускникам
Школа не единственный доступный выпускникам инструмент подготовки. Для сдачи ЕГЭ на высокий балл необходимы дополнительные занятия. Каждая семья самостоятельно решает проблему доп подготовки:
- репетитор;
- репетиторские центры;
- курсы ЕГЭ при вузе;
- самоподготовка с помощью интернет-ресурсов.
Последний вариант вполне реально осуществить при наличии силы воли. Прежде всего ученик может опираться на демоверсии экзамена текущего года и предыдущих лет. “Демка” дает представление о структуре КИМов, их содержании, типичных и сложных заданиях. Кодификатор и спецификация знакомят с критериями оценивания (что оценивают эксперты в каждом конкретном задании, какие нюансы надо указать, последовательность и правильная запись размышлений) и баллами за них. fipi.ru/ege-i-gve-11/demoversii-specifikacii-kodifikatory
В ЕГЭ обычно содержится часть очень схожих с демоверсией заданий, а часть немного шокирует или необычной подачей, или непривычностью формулировок, нетипичностью задачи и т.п. Готовит демо Федеральный институт педагогических измерений (ФИПИ), который разрабатывает и КИМы.
Чтобы набить руку на типовых заданиях и подготовиться к сложным, нужно прорешивать варианты из открытого банка заданий на сайте ФИПИ. Туда попадают тысячи вопросов и задач предыдущих лет и задания текущего года. fipi.ru/content/otkrytyy-bank-zadaniy-ege
Кроме этого ресурса есть сотни проверенных школьниками удобных “решебников”, где можно онлайн разбирать варианты, получать консультации. В ютьюбе есть каналы, посвященные сложным задачам и нетипичным заданиям. Существуют порталы видеоуроков, где можно посмотреть запись урока по той или иной теме.
Пробное тестирование и демоверсия от Рособрнадзора
Пробное тестирование — это репетиция ЕГЭ в приближенных к “полевым” условиям. Как правило, проводится несколько таких тренировок:
- школьного уровня (когда учитель сам выделяет время на прохождение тестов 11-классниками);
- районного уровня (когда администрация школ района устраивает выездной пробник ЕГЭ в одном из учебных заведений района);
- регионального уровня (когда методисты местных органов образования хотят заранее проверить уровень подготовки выпускников к ЕГЭ по самым востребованным предметам и высылают демоверсии ЕГЭ по школам, а затем анализируют результаты);
- платные (иногда организуются районом или на платных курсах подготовки при вузах или в репетиторских центрах).
Демоверсия ЕГЭ по биологии появляется на сайте ФИПИ обычно после 1 августа. Информация об этом доводится до учителей и администраций школ, а с сентября начинается подготовка к актуальному Единому госэкзамену.
Дата проведения и пересдачи экзамена по биологии
Расписание проведения Единого государственного экзамена по 14 предметам утверждается совместным приказом Минпросвещения и Рособрнадзором и регистрируется в Минюсте РФ. Документ появляется в открытом доступе примерно в марте, но проект приказа с конкретными датами известен заранее еще с января.
Экзамен проходит в 3 этапа:
- досрочный (экстернат, уважительные причины, выпускники предыдущих лет);
- основной (выпускники, а в резервные дни — по уважительным причинам и с предыдущих лет);
- дополнительный (только для обязательных предметов).
Уважительные причины:
- болезни, госпитализация, карантин, плановые операции и неотложные процедуры и т.д.;
- прохождение службы, задержание и т.п.;
- ДТП, аварии техногенного характера, погодные, технические и политические форс-мажоры, нарушение процедуры экзамена не по вине выпускника;
- смерть близких родственников;
- внезапное и документально подтвержденное ухудшение самочувствия на экзамене;
- наложение дат экзаменов по выбору или письменных и устных испытаний;
- иное, если разрешит ГЭК.
Все случаи рассматривает экзаменационная комиссия только при предоставлении письменных документальных доказательств.
Конкретные даты могут быть немного скорректированы, но обычно сдача ЕГЭ по биологии проходит в эти сроки:
Этап | Сроки |
досрочный | 01.04.2020 (резервный день: 08.04.2020) |
основной | 13.06.2020 (резервные дни: 20.06. и 01.07.2020) |
дополнительный | только обязательные предметы: русский язык и математика |
В случае неудовлетворительной сдачи или недостаточных для поступления баллов пересдать ЕГЭ по биологии можно только в следующем году в досрочном этапе или в резервные дни основного периода. Если было нарушение правил проведения ЕГЭ со стороны выпускника, то повторная пересдача возможна только через 2 года.
Зарегистрироваться для пересдачи выпускники предыдущих лет могут с 1 декабря по 1 февраля 2020 года через сайт Госуслуги или в местных органах образования (министерство или департамент образования публикует подробную информацию на своих страницах в интернете).
Результаты ЕГЭ: минимальные пороговые, проходные и максимальные баллы, срок действия сертификата
Результаты каждого предметного испытания дают определенное количество баллов. Существует несколько их категорий:
- пороговые (так называют минимальное количество баллов для успешной удовлетворительной сдачи экзамена);
- максимальные (это самое большое количество, которое можно получить, сдав экзамен идеально, т.е. получив максимум баллов по критериям оценивания каждого задания);
- минимальный проходной балл для поступления (образовательные учреждения сами устанавливают планку набранных баллов, с которой можно подавать документы на зачисление, так, в ведущие медицинские вузы минимальный балл по биологии колеблется от 45 до 100 в зависимости от платной или бесплатной формы обучения, для последней необходимо в среднем 70-80 баллов).
Для перевода первичных баллов в тестовые, по которым и определяется результат ЕГЭ по предмету, применяют таблицу:
Таблица перевода первичных баллов в тестовые:
Первичный балл | Тестовый балл | Первичный балл | Тестовый балл |
0 | 0 | 30 | 55 |
1 | 3 | 31 | 56 |
2 | 5 | 32 | 57 |
3 | 7 | 33 | 59 |
4 | 9 | 34 | 60 |
5 | 12 | 35 | 61 |
6 | 14 | 36 | 63 |
7 | 16 | 37 | 64 |
8 | 18 | 38 | 65 |
9 | 21 | 39 | 66 |
10 | 23 | 40 | 68 |
11 | 25 | 41 | 69 |
12 | 27 | 42 | 70 |
13 | 30 | 43 | 72 |
14 | 32 | 44 | 73 |
15 | 34 | 45 | 74 |
16 | 36 | 46 | 76 |
17 | 38 | 47 | 77 |
18 | 39 | 48 | 78 |
19 | 40 | 49 | 79 |
20 | 42 | 50 | 82 |
21 | 43 | 51 | 84 |
22 | 44 | 52 | 86 |
23 | 46 | 53 | 89 |
24 | 47 | 54 | 91 |
25 | 48 | 55 | 93 |
26 | 50 | 56 | 96 |
27 | 51 | 57 | 98 |
28 | 52 | 58 | 100 |
29 | 53 |
Пороговая разбалловка устанавливается распоряжением Рособрнадзора и для предмета биология составляет в 2020 году 16 первичных или 36 тестовых баллов.
Максимальное количество баллов, которые можно набрать по биологии на ЕГЭ в 2020 году, составляет почетные 100 баллов (доля таких выпускников не более 0,04% от всех участников ГИА).
Минимальный проходной балл по биологии для поступления в престижные вузы обычно начинается от 70-80 баллов для бюджетной формы обучения.
Сертификат ЕГЭ — это электронный результат в единой базе Рособрнадзора и Минпросвещения. Он действителен 4 года с момента проведения экзамена.
Основные проблемы этого экзамена по выбору
ЕГЭ по биологии имеет несколько проблем научного и организационного характера:
- огромный массив учебного материала должен быть освоен за 6 лет, но уровень знаний, навыков и мотивации в 5, в 9 и в 11 классе совершенно разный;
- недопустимо малое количество часов на изучение программы в школе;
- определения и понятия не всегда согласованы в разных учебных линейках УМК;
- огромное количество логических и фактологических ошибок в самих КИМах;
- за время учебы могут быть внесены изменения в понятийную базу (например, с 5 по 11 класс за 6 лет может быть немного изменена или дополнена схема биологических видов и т.п.);
- существуют темы и задания, с которыми справляется минимальный процент экзаменуемых (например, если с большинством заданий КИМов не возникает проблем у 60-70% выпускников, то с заданиями блока 23-28 максимальные 3 балла получают всего 4-5%);
- специфика некоторых заданий (например, задачи по генетике) требует огромных самостоятельных усилий ученика, т.к. нужно закрепить навык решения этих типовых заданий;
- недостаточность просто крепких знаний, а обязательная необходимость “натаскивания” на формат экзамена, знакомство с формулировками и т.п.
Проблемы не решаются, а страдают от этого ученики, которые могли бы получить более высокие результаты на экзамене.
Полезные ссылки