Итоговое сочинение по литературе 11 класс 2020

На пути к финишной прямой в виде ЕГЭ выпускникам придется в декабре написать итоговое сочинение по литературе за 11 класс 2020 года. Прохождение этого предварительного этапа ГИА является обязательным условием по допуску к экзаменам. Что можно сказать в общем о процедуре, появились ли какие-то изменения или нет, на что обращать внимание — рассмотрим подробно.

Содержание:

Обязательное итоговое сочинение как допуск к ЕГЭ

Выявленное тогда еще Министерством Образования катастрофическое снижение уровня грамотности и умения связно выражать свои мысли привело к тому, что чиновники от образования с подачи Президента вновь внедрили ранее отмененное обязательное сочинение для выпускников. С 2014 года это испытание вернулось в школы. Конечно, это сочинение с его четким планом, ограниченным объемом и едиными требованиями к работе не сравнить со свободным сочинением на 4-5 листах во времена советской школы. Но и такой обрезанный формат вызывает напряжение и страх у одиннадцатиклассников.

Проблема для учеников заключается в том, что без подготовки и освоения формата такое сочинение не напишешь. Вернее, оно может не подойти под строгие критерии оценивания, что вынудит проверяющих дать мало баллов. Поэтому учащиеся довольно серьезно готовятся в школах с учителями к этому итоговому испытанию перед ЕГЭ.

Такое серьезное отношение к сочинению обусловлено не столько страхом провалить испытание (ведь дается еще 2 попытки пересдачи), сколько желанием получить высокие баллы за него для повышения шансов на поступление в вуз. Престижные столичные вузы и успешные региональные учебные заведения обязательно проверяют данные о количестве баллов за выпускное сочинение по литературе. Талантливым и грамотным ребятам вузы начисляют несколько дополнительных баллов, которые могут сыграть решающую роль при зачислении.

Все ученики 11-х классов должны написать итоговое сочинение по литературе в установленном порядке: не имеющие ограничений по здоровью сдают его по типу ЕГЭ в единый день, под наблюдением и с заполнением специальных бланков за 3 ч 55 мин. Дети с ОВЗ проходят это испытание в облегченных условиях:

  • дается на 90 мин больше времени (5 ч 25 мин);
  • темы работ те же при желании пройти испытание в формате сочинения, но есть право писать изложение.

Испытание для всех проводится по типу ЕГЭ:

  • стартует в одно время по всей стране;
  • допуск по документу через рамку металлоискателей;
  • запрет на средства связи и записывающую аппаратуру;
  • выполнение работы на специальных бланках;
  • единые для всех темы, которые становятся известны за 15 мин до начала испытания;
  • запрет на плагиат (списывание и т.п.);
  • проверка экспертами;
  • хранение результатов в единой базе данных.

Пишут сочинение и выпускники текущего года, и предыдущих лет, если им это необходимо. Результаты закрепляются на 4 последующих года. Если сочинение написано и зачтено, то допуск к ЕГЭ получается бессрочным. Ученику необходимо заранее самому написать заявление о допуске к итоговому сочинению и подать его за 2 недели до первой среды декабря. В случае пересдачи заявление пишется повторно! Но самое главное для ребят не эти юридические и организационные тонкости, а набор тем, которые попадутся на испытании и их трактовка.

Примерные темы выпускного сочинения по литературе и его структура

Направления 5 тем разрабатываются ФИПИ и публикуются в начале каждого учебного года на сайте www.fipi.ru и на сайте Министерства Просвещения, методические рекомендации рассылаются по школам и доводятся до учителей. Из года в год направления видоизменяются. Но некоторые затрагиваемые «вечные вопросы философии» просто переформулируются: проблемы нравственности, проблемы отношений, проблемы места человека в мире и т.п.

В рамках направлений ФИПИ готовит конкретные темы по регионам для итогового испытания. Предугадать эти темы сложно, ведь по одному направлению можно создать очень много творческих трактовок. Например, направление «Время» в 2015 году дало для испытания целый блок разноплановых тем:

  • 101. Какого человека можно назвать героем своего времени?
  • 102. Зачем человеку заглядывать в будущее?
  • 104. Какие вопросы волнуют человека в любую эпоху?
  • 105. Как судьба человека связана с историей народа?
  • 106. Когда хочется остановить мгновение?
  • 107. Почему потеря времени считается невосполнимой потерей?
  • 108. Может ли человек влиять на ход истории?
  • 109. Что человек стремится забыть, а что старается удержать в памяти?
  • 110. Хорош ли принцип «живи сегодняшним днём»?
  • 111. Какие вопросы называют «вечными»?
  • 113. Какую роль в становлении личности играют детство и юность?

Все эти моменты обычно отражены в методических рекомендациях для участников итогового сочинения, разрабатываются тренировочные сборники сочинений. Но на 100% темы становятся известны строго за 15 мин до начала испытания.

Перечень направлений тем за предыдущие годы:

Учебный год Направления
  • 2014-2015
«Недаром помнит вся Россия…» (200-летний юбилей М.Ю. Лермонтова), «Вопросы, заданные человечеству войной», «Человек и природа в отечественной и мировой литературе», «Спор поколений: вместе и врозь», «Чем люди живы?»
  • 2015-2016
«Время», «Дом», «Любовь», «Путь», «Год литературы»
  • 2016-2017
«Разум и чувство», «Честь и бесчестие», «Победа и поражение», «Опыт и ошибки», «Дружба и вражда»
  • 2017-2018
«Верность и измена», «Равнодушие и отзывчивость», «Цели и средства», «Смелость и трусость», «Человек и общество»
  • 2018-2019
«Отцы и дети», «Мечта и реальность», «Месть и великодушие», «Искусство и ремесло», «Доброта и жестокость»

Из перечня направлений тем видно, что есть так или иначе повторяющиеся, а есть новые, как правило, связанные с празднованием тематического года или значимого для страны юбилея какого-то исторического события. Наиболее популярны темы, касающиеся нравственных категорий, отношений и места человека в этом мире.

Структура письменной работы стандартная:

  • Введение;
  • Основная часть с 2 или 3 связками тезис-аргумент (два обязательно из литературных произведений школьной программы, а 1 можно из современного или не программного);
  • Заключение.

Для успешного прохождения испытания рекомендуется разбивка по количеству слов в примерной пропорции 70/250/70.

Подготовка, примеры сочинений и критерии оценивания

Подготовке к выпускному сочинению в школах, как правило, отводят время в 10 классе и все первое полугодие 11 класса. В 10 классе есть время отработать навык составления плана, подбора тезисов, написания текста по стандартной структуре сочинения. В 11 классе уже уделяется больше времени проработке возможных тем в рамках направлений на этот учебный год.

К испытанию помогают подготовиться многочисленные сборники цитат из программных произведений, разбитые по направлениям, примерные сочинения и тренировочные упражнения по составлению плана, подбору тезисов и аргументов. Подготовка помогает приобрести навык и перестать бояться подобной работы.

Пользуясь сборниками примерных сочинений, популярных цитат и т.п. необходимо помнить, что процент заимствований не может превышать объем собственных размышлений, а плагиат карается «незачетом». Нельзя выучить чужое сочинение и написать его по памяти, выдав за свое. Критерии оценивания выпускной письменной работы достаточно строги.

До оценивания допускаются те сочинения, которые написаны самостоятельно (происходит проверка на плагиат) и которые превышают минимальный порог по количеству слов (минимум 250). Если эти требования нарушены, то выставляется «незачет», придется писать сочинение повторно в один из резервных дней.

Сочинение оценивается по пяти критериям, разработанным ФИПИ:

Наименование критерия оценивания Пояснения к оцениванию
1.Соответствие теме. Основной критерий. Оценивается соответствие заявленной теме и степень ее раскрытия.
2. Аргументация, привлечение литературного материала. Основной критерий. Оценивается умение рассуждать по теме с опорой на литературный материал, подбор подходящих для аргументации цитат, их фактическая правильность.
3. Композиция и логика рассуждения. Оценивается умение логично строить рассуждение по теме и пояснять тезисы аргументами.
4. Качество письменной речи. Оценивается умение строить текст без речевых ошибок с достаточным лексическим разнообразием слов и стилистических средств выражения.
5. Грамотность. Оценивается грамотность по орфографии, пунктуации и грамматике русского языка. Не более 5 ошибок любого характера на 100 слов текста.

Первые два критерия обязательно должны получить «зачет» по сумме баллов, чтобы сочинение зачли за допуск к ГИА. Всего нужно получить зачет по 3 критериям из 5 (по 1, 2 и одному из оставшихся). Эксперты тщательно проверяют все работы, они сканируются и выкладываются на официальном портале ЕГЭ, чтобы можно было увидеть свои ошибки и оценку проверяющих.

Количество баллов за сочинение по критериям экспертов:

Наименование критерия для проверки Количество баллов
1 Соответствие теме. 2/1/0
2 Аргументация. Привлечение литературного материала. 2/1/0
3 Композиция. 2/1/0
4 Качество речи. 2/1/0
5 Оригинальность сочинения. 1/0
6 Речевые нормы. 2/1/0
7 Орфографические нормы. 3/2/1/0
8 Пунктуационные нормы. 3/2/1/0
9 Грамматические нормы. 2/1/0
10 Фактическая точность в фоновом материале. 1/0
Итого: до 20 баллов.

Дата проведения итогового сочинения в России

Выпускное сочинение традиционно проводится в первую среду последнего месяца календарного года. В 2020 году его проведение планируется 4 декабря. Это означает, что выпускники 11 классов в Москве, Санкт-Петербурге и по всей стране к 9 утра приедут в школы, которые проводят это испытание, а в 10 утра узнают заветные 5 тем на выбор, чтобы показать умение рассуждать письменно. А затем, почти 4 часа будут писать свое сочинение.

Когда становятся известны результаты

Все работы проверяются региональными экспертными комиссиями, которые обычно проверяют обязательный ЕГЭ по русскому языку. Для экспертов проводятся обучающие курсы, переподготовка, даются методические рекомендации по проверке от ФИПИ. Кроме того, учащийся может в случае сомнений в полученном «незачете» или низких баллах за сочинение написать заявление о его перепроверке.

Сами результаты становятся известны в течение 10-14 дней, но не дольше этого срока. Их публикуют в единой базе итоговых сочинений, присылают в школы. В некоторых регионах можно самостоятельно по паспорту проверить информацию о баллах за испытание и увидеть сканы бланков с сочинениями на официальном портале ЕГЭ:

http://check.ege.edu.ru/

Что будет, если получить незачет или невысокие баллы

Не засчитываются результаты испытания в нескольких случаях:

  • неявка по неуважительной причине (опоздать можно, но время не добавляется);
  • списывание или использование запрещенных средств связи;
  • недостаточное количество баллов по 3 критериям, нарушение требований, например, если сочинение менее 250 слов, то оно просто не оценивается.

При уважительной причине испытание переносится на резервные дни, которые назначает Минпросвещения.

Таких «незачетов», согласно статистике, всего 1-3% в зависимости от года проведения. Это очень маленькая часть выпускников. Им дана возможность 2 пересдач. Обычно приказом Министерства определяются заранее даты в первые среды в феврале и в мае, чтобы заново пройти испытание. В 2019-2020 учебном году это будут резервные дни 5 февраля и 6 мая.

Если получен «зачет» по сочинению, то улучшить свои баллы можно только на следующий год. Но это не целесообразно. Ведь ученик допускается до ЕГЭ даже с минимальными баллами, все, чем он рискует — это дополнительные баллы (до 10) за индивидуальные достижения от вуза. Университеты сами определяют, сколько баллов начислить за это испытание, хотя на этот счет есть рекомендация от Минпросвещения.

Рекомендуемый перевод первичных баллов в дополнительные:

Первичный балл сочинения Количество рекомендуемых для начисления дополнительных баллов за индивидуальные достижения
0-4 0
5-6 1
7-8 2
9-10 3
11-12 4
13-14 5
15-16 6
17 7
18 8
19 9
20 10

Полезные ссылки

Лекция М.Г. Павловца, посвященная подготовке к итоговому сочинению:

На что влияет итоговое сочинение? Опыт стобальника и советы по написанию итогового сочинения:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *