ОГЭ по русскому языку 2020

Девятиклассникам предстоит сдать для получения аттестата 2 обязательных экзамена и 3 по выбору, а перед этим еще успешно пройти итоговое собеседование по русскому языку. Само ОГЭ по русскому языку 2020 года осложняется тем, что Рособрнадзор готовит изменения КИМов и ужесточает правила проведения экзаменов для 9-х классов. Когда именно они вступят в силу, никто сказать не может. Узнаем о проекте грядущих изменений и вариантах подготовки к ним.

Содержание:

Есть ли изменения в ОГЭ по предмету в 2020 году

Пока в апреле 2019 года Рособрнадзор разместил на сайте ФИПИ проект ОГЭ по русскому языку с изменениями, который должен пройти общественные слушания и получить профессиональную экспертизу. Стремление ведомства приблизить КИМы к ФГОСам, которые предполагают уход от обучения знаниям к обучению умениям и навыкам. То есть планируется сделать задания более практико-ориентированными. Хотя и до этого экзамен по русскому языку в 9-м классе давным давно ушел от модели тестовой «угадайки».

Все задания построены так, что для их выполнения нужно действительно знать предмет и иметь навык написания изложений. Другой вопрос, что ежегодно ответы и темы изложений массово сливают в сеть. Девятиклассники умудряются списывать, повышая балл аттестата, учителя негодуют, а Рособрнадзор закрывает на проблему глаза. Конечно, процедура сдачи ОГЭ ужесточается на местах, теперь и 9-е классы будут по всей стране сдавать экзамены под камерами. Но сам факт утечки именно накануне аттестации, говорит о недостаточном контроле ведомства.

Основные изменения апробационных КИМов ОГЭ по русскому языку коснулись только количества заданий:

  • во 2 части вместо 13 заданий теперь только 9.

Вся структура осталась прежней:

    • 1-я часть — изложение (не менее 70 слов;
    • 2-я  часть — тестовая по тексту;
    • 3-я часть — сочинение на выбор из 3 тем (не менее 70 слов).

Эти изменения вступят в силу после одобрения профессионально-экспертного сообщества.

Если изменения утвердят, то баллы за 2 часть тоже уменьшатся, как и таблица перевода баллов в отметку. 1-ю и 3-ю часть по-прежнему проверяют эксперты-учителя из других регионов при условии анонимности работ, а 2-ю часть оцифровывают, она проверяется компьютерной программой. Прежняя таблица баллов выглядела так:

Часть Тип задания Баллы
1-я изложение 7
2-я тестовая часть 13
3-я сочинение 9
Грамотность 10
Итого: 39

Таблица перевода баллов в отметку

Отметка Баллы
«5» 39 — 34, если не менее 6 баллов за грамотность
«4» 33 — 25, если не менее 4 баллов за грамотность
«3» 24 — 15
«2» 14 — 0

Правила пересдачи остались прежними. Девятиклассник может целых 3 раза пытаться сдать ОГЭ по русскому языку, если:

  • «2» получены только по 2 предметам;
  • не было удаления с экзамена из-за нарушения процедуры (списывание, использование гаджетов, неподобающее поведение и т.п.);
  • пропуск по уважительной причине, одобренной Минпросвещения.

В случае провала всех попыток ученик остается на повторное обучение в 9-м классе или покидает школу со справкой, без аттестата и возможности получить дальнейшее образование.

Устное собеседование по русскому языку как допуск к экзаменам

Чтобы научить учеников коммуникации, умению выражать свои мысли, Минобразования в свое время ввело устное собеседование по русскому языку. Этот формат прошел в 2018 году обкатку в пилотных регионах и теперь стал обязательной частью ОГЭ в качестве допуска к аттестации. Чтобы получить возможность сдавать экзамены за 9-й класс теперь нужно успешно пройти так называемую устную часть. Заявление на прохождение итогового собеседования подается учениками не позднее чем за 2 недели (в январе), а на прохождение ГИА в 9-м классе до 1 марта.

Вторая среда февраля станет временем для проведения устной части, а для участников, получивших «незачет» и пропустивших собеседование по уважительной причине, предусмотрены резервные сроки пересдачи: вторая рабочая среда марта и первый рабочий понедельник мая.

Устная часть оценивается по критериям ФИПИ по системе «зачет»/»незачет» самим экспертом-филологом на месте:

  • «зачет» 8 — 17 баллов;
  • «незачет» 0 — 8 баллов.

Итоговое собеседование проходит под запись за 15 минут, а чаще меньше. Состоит из устных заданий нескольких типов:

Задание Баллы
Прочитать текст вслух. 2
Пересказать текст, используя цитату. 4
Высказаться, опираясь на описание фотографии, создать устно рассказ-повествование по предложенной теме или текст-рассуждение. 3
Вступить в беседу с экзаменатором-экспертом. 2
Соблюдение норм русского языка 8
Итого: 17

Апробация выявила проблемы школьников в умении общаться на заданную тему, нарушении грамотного грамматического построения мыслей, замусоренности речи словами-паразитами и сниженной разговорной лексикой, узости кругозора. Были даже «незачеты». Итоговое собеседование и призвано отсечь от сдачи экзаменов тех, кто не готов их сдавать. Такой ученик должен будет еще год учиться в 9-м классе, повторяя материал, или готовиться самостоятельно.

ФИПИ организует унификацию требований к критериям оценивания, обучение экспертов, их проверку и аттестацию. Демоверсию итогового устного собеседования можно скачать на сайте. Оценивание устной части проходит по четким критериям, за которые ученики получают баллы. Запись осуществляется на случай разногласий и повторной проверки.

Устная часть: новое и типичные ошибки

Так называемая устная часть ОГЭ по русскому языку уже дважды прошла апробацию в регионах. Нельзя назвать итоги собеседования плохими, но и от успеха картина далека. Одной из проблем являются неполадки техники при записи ответа ученика. Большинство школ, которые являются ППЭ, оказались не готовы к такому потоку.

Основные сложности вызвала работа с текстом, монологическое высказывание и диалог с экспертом. Типичные ошибки:

  • пропущена микротема текста;
  • фактические ошибки при пересказе;
  • ошибки при цитировании;
  • орфоэпические ошибки;
  • искажения слов;
  • нарушение логики и последовательности высказывания;
  • бедность речи и однотипные конструкции.

Грамматических и речевых ошибок было не так много в общей массе, но именно они чаще всего приводили к «незачету» у отдельных не справившихся учеников. В период апробации процедуры пересдачи не было предусмотрено, но как только итоговое собеседование стало допуском к ОГЭ, появилась необходимость пересдавать его тем, кто провалил эту устную часть. Не справившихся обычно 5-10% (по регионам цифры отличаются).

Где посмотреть примеры заданий

За составление, хранение и доступ к заданиям отвечает ФИПИ (Федеральный институт педагогических измерений). У них есть сайт www.fipi.ru, где можно скачать демоверсии экзамена предыдущих лет. Есть там и открытый банк заданий, где собраны все варианты, которые встретятся на ОГЭ по предмету. Туда попадают КИМы предыдущих лет и новые разработки, все они должны соответствовать актуальным изменениям.

Также Рособрнадзор и Министерство Просвещения ежегодно проводят онлайн конференции, выпускают обучающие ролики про подготовку к экзамену по каждому предмету. Разумеется, обязательному экзамену по русскому языку и итоговому собеседованию уделяется повышенное внимание ведомств. В школах идет мощная подготовка, хотя министр Ольга Васильева заявляла, что школа не должна готовить к экзаменам, там по-прежнему проводят элективы по предметам, пробные экзамены, а обучение строится с учетом сдачи экзаменов в определенном формате.

Сайт ФИПИ: кодификатор, спецификации, демоверсия и банк заданий

Сайт ФИПИ — настоящая копилка полезного и нужного: помимо демоверсий прошлых лет и актуальной версии по каждому из предметов там можно удобно готовиться к экзаменам, решая варианты из открытого банка заданий. КИМы 9 классов на ОГЭ на 100% состоят из заданий этого раздела. То есть, решая тысячи вариантов, ученик обязательно встретит то, что попадется потом на экзамене. Все варианты типовые, но конечно, есть более и менее сложные задания.

В открытом банке заданий ОГЭ по русскому языку для 9 классов содержатся задания из второй тестовой части КИМов. Темы и тексты изложений и темы сочинений заранее узнать нельзя. Но они похожи, из года в год тематика примерно одинаковая. При подготовке в школе учащиеся разбирают с учителями множество тем прошлых лет, поэтому формируется сам навык написания изложения и сочинения по заданному шаблону. Творчества мало, но зато выпускники учатся структурировать мысли и работать с текстом.

Для успешной самоподготовки нужно еще понимать критерии оценивания и разбалловку заданий, всю информацию об этом можно взять в разделе с демоверсиями, скачав кодификатор и спецификации.

Сборники заданий Цыбулько и т.п., сайты самоподготовки, все варианты с ФИПИ — что лучше?

На ГИА издательства делают огромные деньги. Сборников для подготовки: справочных, тестовых, авторских — великое множество. Но доверять можно только тем, что проверены и одобрены ФИПИ. Там почти нет опечаток, ошибок и несоответствия формату. Основным удобным вариантом для подготовки и учителя, и ученики считают сборник Цыбулько. Там и задания даны наиболее приближенные к реальным, и формат удобный.

Второй востребованный инструмент подготовки — сайты по типу «Решу ОГЭ». Есть возможность узнать правильный ответ и прорешивать однотипные задания, отрабатывая определенную тему или тип заданий. Каждый выбирает наиболее подходящий вариант или объединяет и сборники, и банк заданий ФИПИ, и сайты самоподготовки. В школе, как правило, учителя работают с печатными сборниками вариантов ОГЭ.

Полезные ссылки

«Впервые в этом году у нас в девятом классе ребята проходят устное собеседование. Мы все его ждем и в то же время переживаем: потому что дети сегодня плохо говорят, не умеют выражать свои мысли. Очень легко оказалось потерять то лучшее, что нам давала советская система образования. И очень трудно все восстанавливать», — сказала на конференции министр Ольга Васильева.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *