Подпишитесь, пожалуйста, на наш телеграмм-канал ПЕРВОПРОХОДЦЫ ВРЕМЕНИ и будьте всегда подготовлены к будущему.
Девятиклассникам предстоит сдать для получения аттестата 2 обязательных экзамена и 3 по выбору, а перед этим еще успешно пройти итоговое собеседование по русскому языку. Само ОГЭ по русскому языку 2020 года осложняется тем, что Рособрнадзор готовит изменения КИМов и ужесточает правила проведения экзаменов для 9-х классов. Когда именно они вступят в силу, никто сказать не может. Узнаем о проекте грядущих изменений и вариантах подготовки к ним.
Содержание:
Есть ли изменения в ОГЭ по предмету в 2020 году
Пока в апреле 2019 года Рособрнадзор разместил на сайте ФИПИ проект ОГЭ по русскому языку с изменениями, который должен пройти общественные слушания и получить профессиональную экспертизу. Стремление ведомства приблизить КИМы к ФГОСам, которые предполагают уход от обучения знаниям к обучению умениям и навыкам. То есть планируется сделать задания более практико-ориентированными. Хотя и до этого экзамен по русскому языку в 9-м классе давным давно ушел от модели тестовой «угадайки».
Все задания построены так, что для их выполнения нужно действительно знать предмет и иметь навык написания изложений. Другой вопрос, что ежегодно ответы и темы изложений массово сливают в сеть. Девятиклассники умудряются списывать, повышая балл аттестата, учителя негодуют, а Рособрнадзор закрывает на проблему глаза. Конечно, процедура сдачи ОГЭ ужесточается на местах, теперь и 9-е классы будут по всей стране сдавать экзамены под камерами. Но сам факт утечки именно накануне аттестации, говорит о недостаточном контроле ведомства.
Основные изменения апробационных КИМов ОГЭ по русскому языку коснулись только количества заданий:
- во 2 части вместо 13 заданий теперь только 9.
Вся структура осталась прежней:
-
- 1-я часть — изложение (не менее 70 слов;
- 2-я часть — тестовая по тексту;
- 3-я часть — сочинение на выбор из 3 тем (не менее 70 слов).
Эти изменения вступят в силу после одобрения профессионально-экспертного сообщества.
Если изменения утвердят, то баллы за 2 часть тоже уменьшатся, как и таблица перевода баллов в отметку. 1-ю и 3-ю часть по-прежнему проверяют эксперты-учителя из других регионов при условии анонимности работ, а 2-ю часть оцифровывают, она проверяется компьютерной программой. Прежняя таблица баллов выглядела так:
Часть | Тип задания | Баллы |
1-я | изложение | 7 |
2-я | тестовая часть | 13 |
3-я | сочинение | 9 |
Грамотность | 10 | |
Итого: | 39 |
Таблица перевода баллов в отметку
Отметка | Баллы |
«5» | 39 — 34, если не менее 6 баллов за грамотность |
«4» | 33 — 25, если не менее 4 баллов за грамотность |
«3» | 24 — 15 |
«2» | 14 — 0 |
Правила пересдачи остались прежними. Девятиклассник может целых 3 раза пытаться сдать ОГЭ по русскому языку, если:
- «2» получены только по 2 предметам;
- не было удаления с экзамена из-за нарушения процедуры (списывание, использование гаджетов, неподобающее поведение и т.п.);
- пропуск по уважительной причине, одобренной Минпросвещения.
В случае провала всех попыток ученик остается на повторное обучение в 9-м классе или покидает школу со справкой, без аттестата и возможности получить дальнейшее образование.
Устное собеседование по русскому языку как допуск к экзаменам
Чтобы научить учеников коммуникации, умению выражать свои мысли, Минобразования в свое время ввело устное собеседование по русскому языку. Этот формат прошел в 2018 году обкатку в пилотных регионах и теперь стал обязательной частью ОГЭ в качестве допуска к аттестации. Чтобы получить возможность сдавать экзамены за 9-й класс теперь нужно успешно пройти так называемую устную часть. Заявление на прохождение итогового собеседования подается учениками не позднее чем за 2 недели (в январе), а на прохождение ГИА в 9-м классе до 1 марта.
Вторая среда февраля станет временем для проведения устной части, а для участников, получивших «незачет» и пропустивших собеседование по уважительной причине, предусмотрены резервные сроки пересдачи: вторая рабочая среда марта и первый рабочий понедельник мая.
Устная часть оценивается по критериям ФИПИ по системе «зачет»/»незачет» самим экспертом-филологом на месте:
- «зачет» 8 — 17 баллов;
- «незачет» 0 — 8 баллов.
Итоговое собеседование проходит под запись за 15 минут, а чаще меньше. Состоит из устных заданий нескольких типов:
Задание | Баллы |
Прочитать текст вслух. | 2 |
Пересказать текст, используя цитату. | 4 |
Высказаться, опираясь на описание фотографии, создать устно рассказ-повествование по предложенной теме или текст-рассуждение. | 3 |
Вступить в беседу с экзаменатором-экспертом. | 2 |
Соблюдение норм русского языка | 8 |
Итого: | 17 |
Апробация выявила проблемы школьников в умении общаться на заданную тему, нарушении грамотного грамматического построения мыслей, замусоренности речи словами-паразитами и сниженной разговорной лексикой, узости кругозора. Были даже «незачеты». Итоговое собеседование и призвано отсечь от сдачи экзаменов тех, кто не готов их сдавать. Такой ученик должен будет еще год учиться в 9-м классе, повторяя материал, или готовиться самостоятельно.
ФИПИ организует унификацию требований к критериям оценивания, обучение экспертов, их проверку и аттестацию. Демоверсию итогового устного собеседования можно скачать на сайте. Оценивание устной части проходит по четким критериям, за которые ученики получают баллы. Запись осуществляется на случай разногласий и повторной проверки.
Устная часть: новое и типичные ошибки
Так называемая устная часть ОГЭ по русскому языку уже дважды прошла апробацию в регионах. Нельзя назвать итоги собеседования плохими, но и от успеха картина далека. Одной из проблем являются неполадки техники при записи ответа ученика. Большинство школ, которые являются ППЭ, оказались не готовы к такому потоку.
Основные сложности вызвала работа с текстом, монологическое высказывание и диалог с экспертом. Типичные ошибки:
- пропущена микротема текста;
- фактические ошибки при пересказе;
- ошибки при цитировании;
- орфоэпические ошибки;
- искажения слов;
- нарушение логики и последовательности высказывания;
- бедность речи и однотипные конструкции.
Грамматических и речевых ошибок было не так много в общей массе, но именно они чаще всего приводили к «незачету» у отдельных не справившихся учеников. В период апробации процедуры пересдачи не было предусмотрено, но как только итоговое собеседование стало допуском к ОГЭ, появилась необходимость пересдавать его тем, кто провалил эту устную часть. Не справившихся обычно 5-10% (по регионам цифры отличаются).
Где посмотреть примеры заданий
За составление, хранение и доступ к заданиям отвечает ФИПИ (Федеральный институт педагогических измерений). У них есть сайт www.fipi.ru, где можно скачать демоверсии экзамена предыдущих лет. Есть там и открытый банк заданий, где собраны все варианты, которые встретятся на ОГЭ по предмету. Туда попадают КИМы предыдущих лет и новые разработки, все они должны соответствовать актуальным изменениям.
Также Рособрнадзор и Министерство Просвещения ежегодно проводят онлайн конференции, выпускают обучающие ролики про подготовку к экзамену по каждому предмету. Разумеется, обязательному экзамену по русскому языку и итоговому собеседованию уделяется повышенное внимание ведомств. В школах идет мощная подготовка, хотя министр Ольга Васильева заявляла, что школа не должна готовить к экзаменам, там по-прежнему проводят элективы по предметам, пробные экзамены, а обучение строится с учетом сдачи экзаменов в определенном формате.
Сайт ФИПИ: кодификатор, спецификации, демоверсия и банк заданий
Сайт ФИПИ — настоящая копилка полезного и нужного: помимо демоверсий прошлых лет и актуальной версии по каждому из предметов там можно удобно готовиться к экзаменам, решая варианты из открытого банка заданий. КИМы 9 классов на ОГЭ на 100% состоят из заданий этого раздела. То есть, решая тысячи вариантов, ученик обязательно встретит то, что попадется потом на экзамене. Все варианты типовые, но конечно, есть более и менее сложные задания.
В открытом банке заданий ОГЭ по русскому языку для 9 классов содержатся задания из второй тестовой части КИМов. Темы и тексты изложений и темы сочинений заранее узнать нельзя. Но они похожи, из года в год тематика примерно одинаковая. При подготовке в школе учащиеся разбирают с учителями множество тем прошлых лет, поэтому формируется сам навык написания изложения и сочинения по заданному шаблону. Творчества мало, но зато выпускники учатся структурировать мысли и работать с текстом.
Для успешной самоподготовки нужно еще понимать критерии оценивания и разбалловку заданий, всю информацию об этом можно взять в разделе с демоверсиями, скачав кодификатор и спецификации.
Сборники заданий Цыбулько и т.п., сайты самоподготовки, все варианты с ФИПИ — что лучше?
На ГИА издательства делают огромные деньги. Сборников для подготовки: справочных, тестовых, авторских — великое множество. Но доверять можно только тем, что проверены и одобрены ФИПИ. Там почти нет опечаток, ошибок и несоответствия формату. Основным удобным вариантом для подготовки и учителя, и ученики считают сборник Цыбулько. Там и задания даны наиболее приближенные к реальным, и формат удобный.
Второй востребованный инструмент подготовки — сайты по типу «Решу ОГЭ». Есть возможность узнать правильный ответ и прорешивать однотипные задания, отрабатывая определенную тему или тип заданий. Каждый выбирает наиболее подходящий вариант или объединяет и сборники, и банк заданий ФИПИ, и сайты самоподготовки. В школе, как правило, учителя работают с печатными сборниками вариантов ОГЭ.
Полезные ссылки
«Впервые в этом году у нас в девятом классе ребята проходят устное собеседование. Мы все его ждем и в то же время переживаем: потому что дети сегодня плохо говорят, не умеют выражать свои мысли. Очень легко оказалось потерять то лучшее, что нам давала советская система образования. И очень трудно все восстанавливать», — сказала на конференции министр Ольга Васильева.